Данный урок создан Линдой Бергквист и размещён на её сайте furiae.com. Любое копирование и использование данного урока без ссылки на первоисточник и данный сайт незаконно. Уважайте чужой труд.
***
Я наконец-то собрала до кучи уже давненько подготовленный урок. Ну, я думаю, я им с вами поделюсь :)

Как нарисовать глаз



Глаза, наверное, самая главная часть человеческого лица. Когда мы говорим, мы смотрим в глаза. Именно в глазах рождаются слёзы, именно по глазам мы понимаем, на что смотрит человек и, зачастую, его отношение к увиденному. Если ты рисуешь картину, и всё у тебя вышло отлично, а глаза получились неживыми… ну, тогда ты нарисовал не человека, а манекен. Неодушевлённое создание.



Инструкции
Давай начнём с чистого листа, предварительно закрашенного под цвет кожи. Выбор базового цвета для кожи обычно влияет на все оттенки, которые мы будем использовать в дальнейшем, поэтому хорошая основа будет не лишней. Выбирай не слишком розовый и не слишком жёлтый, и не слишком насыщенный тон.
Типичные ошибки
Использование слишком яркого или, наоборот, слишком серого оттенка. Или же слишком рыжего или слишком красного. Постарайся найти золотую середину, в дальнейшем это скажется на рисунке.



Инструкции
Теперь в общих чертах набросай глаз. Здесь многие забывают о нескольких важных вещах. Во-первых, под глазом точно так же есть веко, как и над ним, и без этого нижнего века глаз будет «сидеть» на лице неестественно. Во-вторых, у нас есть уголок глаза – такая маленькая складочка, где начинается глаз и откуда текут слёзы. Упущение этих деталей – одна из самых распространённых ошибок, связанных с рисованием глаз.
Эти наброски храним на отдельном слое поверх всех остальных слоёв, с которыми мы будем работать.
Типичные ошибки
Отсутствие на рисунке нижнего века и уголка глаза.



Инструкции
Далее, попытаемся придать глазу форму. Если мы затеним нижнее веко и заштрихуем более светлым тоном верхнее, то появится ощущение объёма. Плоское глазное яблоко испортит весь глаз, так что очень важно передать его шаровидную форму. Но суть в том, что его форму должно отражать пространство вокруг глаза. Само по себе глазное яблоко белое, и к тому же большей частью скрыто веками, так что оно в этом деле не особо поможет. Зато, оттенив веки, тебе удастся добиться того же эффекта, и глаз не будет казаться чересчур выпуклым. В своей работе я использовала тёплый розовый для осветления и ненасыщенный, сероватый коричневый для затемнения. Но цвета могут варьироваться в зависимости от каждого конкретного рисунка.



Попробуй представить, что по твоему лицу проходят линии – порой трудно понять структуру предмета, просто взглянув на него. Лучше всего, в общем-то, действительно располосовать своё лицо прямыми и сфотографировать результат. Ты увидишь, что линии выглядят какими угодно, но только не ровными, если даже просто посмотришь в зеркало – а вообще, ты можешь открыть для себя абсолютно новый взгляд на свои собственные черты (однажды я так и сделала, потом пришлось полчаса смывать косметику :)).
Когда ты наносишь тени, держи эти линии в голове. Не рисуй их, если только не чувствуешь, что уж совсем не справляешься (а если всё-таки нарисуешь, храни их на отдельном слое), старайся представить их во время раскрашивания.
Типичные ошибки
Представлять себе глазное яблоко не круглым, а овальным.
Затенение окружающего глаз пространства таким же образом, как и глазного яблока, по его форме. Следует помнить, что размеры и выпуклость век и кожи не совпадают с размерами того, что под ними скрыто.



Инструкции
Итак, сперва я «приподниму» область вокруг глаза, выбрав светлый оттенок (в данном случае тот же самый, что и я использовала для верхнего века) и определить направление падения света.
У людей бывают разные формы глаз, но у всех есть мягкий, чуть выпуклый участок прямо под бровью (в общем-то, он тянется по всей длине, хотя на этом рисунке я осветлила только часть его – остальная часть приподнята за счёт затемнённых участков над и под), ещё один – от скулы и дальше, к уголку глаза. Они помогают сделать область вокруг уголка не такой плоской. Закрой глаза и аккуратно проведи по ним пальцами. Чувствуешь веки и мягкие участки под бровью и на скулах? Помни, что такие выпуклости отбрасывают тень на пространство под собой.
В данном случае проблема в том, что мы не рисуем всё лицо целиком – легче «вставить» глаз, ели, конечно, есть куда вставлять. *Одно из удобств digital art’а в том, что можно нарисовать отдельно глаз, отдельно – нос, отдельно – лицо, а потом «собрать» всё это вместе, подогнав по размеру – прим. переводчика*
Типичные ошибки
Слишком сильное затемнение. Использование чисто чёрного цвета или чёрных линий для передачи экстремумов.



Инструкции
После всего этого (посмотри на анимированную картинку, в которой я обобщила проделанную работу) нам нужно разобраться с участками, которые я только небрежно набросала на предыдущем этапе. Сейчас я буду работать с мягкой кистью (soft edged brush), и в некоторых местах – кистью с изменёнными настройками (custom brush), круглой, но со слегка «рваными» краями.
Выбери более тёплый и насыщенный цвет. Ты можешь осветлять и затенять, используя только оттенки цвета. Проработай бровь, но больше внимания удели на детализацию и расстановку акцентов теней самого глаза. Затени нижнее веко чуть сильнее и придай более выраженную форму верхнему. Опять-таки, дотронься до своего собственного века (осторожно, держа глаз открытым) – оно, конечно, выдаётся вперёд, но не слишком сильно. Частенько верхнее веко делают прямо-таки огромным и забывают о складке, образующейся на веке, когда ты открываешь глаз.
А теперь мы пойдём на маленькую хитрость. Если мы только затемним пространство под глазом и нижнее веко, выйдет глаз алкоголика, не спавшего дней пять. Поэтому мы создаём форму, комбинируя тени и свет. Никогда не забывай о том, что в разных участках эта комбинация будет меняться. Свет по-разному отражается от разных типов кожи (обычно под глазами и вокруг носа она более «глянцевая», жирная, а губы часто изображают чуть влажными). Есть более чёткие складки (как, например, на верхнем веке) и более мягкие (та, что на нижнем веке, сглаживается к внутреннему уголку глаза). Лицо состоит не только из выпуклых скул, носа, губ и подбородка, которые необходимо высветлить, – на нём полно всевозможных ямок и бугорков, и как бы хорошо ты ни рисовал, оно всегда будет выглядеть плоским, ненастоящим, неживым, пока ты не придёшь к пониманию этих форм.



Типичные ошибки
Выделение всех складок и ямок только тенями, не используя светлые тона.



Инструкции
Передать форму сочетанием тени и света не всегда просто, но куда более эффективно (по крайней мере, для меня), чем пытаться сделать то же самое при помощи линий. Скорее всего, я бы даже не использовала наброски и вспомогательные линии даже здесь, они служат лишь для демонстрации формы глаза, в то время как я «строю» вокруг него лицо.
И снова прорабатываем все неровности на поверхности лица, комбинируя тени и светлые тона. Но не используем при этом ни чисто белого, ни чисто чёрного цветов. Все вариации всё того же цвета кожи, который мы выбрали в самом начале. А теперь надо придать подсвеченной области под глазом слегка голубоватый оттенок (кожа здесь очень тонкая, и сквозь неё просвечивают капилляры), а для остальных частей лица будем использовать более тёплые тона. Если ты используешь цвета прямо с моего рисунка, то прекрасно видишь, что «голубоватый» вовсе не значит «голубой».



Инструкции
Я говорила, что лицо помогает передать форму глазного яблока, но это не значит, что мы можем не раскрашивать белок.
Давай набросаем его. *Лучше всего рисовать белок на отдельном слое, будет удобнее исправлять ошибки – прим. переводчика* Не используй чисто белый цвет, возьми серовато-бежевый и подгони его под оттенок кожи – я заметила, что в этом случае он будет наиболее точно повторять цвет настоящего белка (оттенок кожи отражается в глянцевой поверхности глазного яблока). Пока что не добавляй светлые штрихи – пустая трата времени. Их перекроет радужка со зрачком. Влажный блеск мы дорисуем потом.
Очень важно: форма глазного яблока должна совпадать с той формой, которую ты придал векам. Если ты правильно всё сделал, белок должен прекрасно вписаться в отведённое ему место. А если ты чего-то напутал, то он будет похож на мячик для гольфа, засунутый в неподходящую по размеру дырку. Помни о линиях, представь себе шарообразную форму белка. Если нужно, нарисуй очертания круга на отдельном слое и затеняй глаз под ними соответствующим образом.
Типичные ошибки
Использование чисто белого цвета при рисовании белков глаз.



Инструкции
Радужка глаза имеет округлую форму. Чаще всего часть её будет скрыта под веком. Если ты оставишь на виду слишком много, у глаз будет удивлённое, шокированное, озадаченное выражение (как, например, в моём рисунке), в то время как, пряча половину радужки и больше, ты получишь совсем другой результат: либо усталый, либо обольстительный, либо хитрый взгляд.
Как и в случае с глазным яблоком, никогда не забывай о том, что радужка круглая. Для пущей уверенности нарисуй её целиком на отдельном слое, а затем просто сотри скрытые веком участки окружностей. Как я уже говорила, мы видим глаз и обязательно заметим, если что-то не так. Если радужка на твоём рисунке не будет круглой, глаз получится, как у инопланетянина – кривой и неестественный. Это, конечно, хорошо, если всё так и было задумано. Хуже, если твоей целью было создание как можно более реалистичного изображения.
Итак, выбери любой тёмный цвет (но не слишком) и нарисуй радужку. Затем выбери более светлый цвет и закрась её, оставляя тоненький тёмный ободок по краям. Конечно, не во всех глазах есть такая каёмка, но в данном случае мы его всё-таки нарисуем.



Зрачки, как и радужка, тоже абсолютно круглые. Нарисуй в её центре тёмный круг. Я по наитию добавила небольшой белый штришок поверх зрачка и радужки, чтобы глянуть, как это будет смотреться. Вот получился глаз, и он слегка блестит :).
Типичные ошибки
Снова напомню о склонности художников изображать зрачок и радужку не круглыми.



Инструкции
На лице не должно быть никаких вспомогательных линий, так что пора бы нам от них избавиться. Есть два простых способа сделать это: либо ты просто удаляешь слой, на котором они хранились, либо делаешь то же, что и я – просто закрашиваешь их. Я для себя обнаружила, что если рисовать прямо поверх черновых линий вместо того, чтобы их удалять, можно добиться дополнительной реалистичности и живости изображения. Поэтому, хотя бы чтобы поупражняться, не удаляйте наброски, заштрихуйте их.
Но даже после того, как мы проделали все эти операции, глаз выглядит незаконченным, ненатуральным. Растушевав линии, «лепя» складки, мы совсем забыли о том, что эти складки нужно затенять и осветлять, так что они кажутся плоскими и скучными. Давай избавимся от этого неприятного момента. Для этого я обычно использую круглую кисть с ровными краями (hard edged round brush) или похожую на неё:



(такая кисть идеально подходит для сглаживания перехода между цветами – как в режиме brush, так и в режиме smudge).
Не забывай, что нижнее веко слегка выступает, а не плоско прилегает к белку. Необходимо оставить тонкую «рамку», чтобы передать объём. Нарисуй эту «рамку» прямо над ресницами розоватым цветом, чуть более светлым, чем тон кожи.
Ещё было бы неплохо подправить брови. Растушуй все чёткие линии. *Используя smudge tool, можно сделать несколько штрихов от кожи внутрь брови, делая границу менее резкой – прим. переводчика* Не переживай, что бровь сейчас больше похожа на размытое пятно – прорисовкой её деталей мы займёмся позже.
Типичные ошибки
Оставить вспомогательные линии нетронутыми или увлечься затенением до такой степени, что складка на веке превратится в чёткую чёрную полосу.



Инструкции
Теперь возьми в руки зеркало. Посмотри на свой глаз. Видишь, белок становится розоватым к внутреннему уголку глаза? И там, в уголке, он не совсем гладкий. Надо добавить немного блеска при помощи мягкой кисти (soft edged brush), чуть-чуть голубизны – глазному яблоку *можно воспользоваться функцией image/adjustments/variations – прим. переводчика*, нарисовать кое-где крохотные блики. Самое главное – не переусердствовать. Очень велика вероятность переборщить с деталями, из-за чего глаз может получиться «текстурным», «рельефным». Наша же цель – придать взгляду реалистичность.
Ещё на этом этапе необходимо пересмотреть и подправить форму глаза, детализировать внутренний уголок и брови. На своём опыте я убедилась, что придать выразительность и натуральность уголку можно, высветлив область вокруг него (посмотри на уголок своего глаза в зеркало и увидишь там небольшое светлое пятнышко). Экспериментируй с цветом. Постарайся оттенить кожу вокруг глаза голубоватым, оранжевым, сиреневым цветом. Тогда она выйдет фактурной, живой. *Обязательно надо снизить яркость кисти – я для таких целей использую opacity ~ 10. Не перестарайся, иначе глаз получится подбитым*
Здесь же займёмся и радужкой. У неё чудная замысловатая текстура, и именно радужка придаёт нашим глазам такую притягательность и загадочный магнетизм. Итак, первый шаг к созданию объёма, рельефа. Для начала очень небрежно набросай тень на верхней части радужки (это тень от века, помни, что оно немного выступает).
Типичные ошибки
Забыть выделить внутренний уголок глаза, или вовсе оставить зону вокруг него без внимания.



Инструкции
Создай новый слой. Установи режим наложения «мягкая подсветка» (blending set ‘soft light’) и, рисуя на нём тёмным, терракотовым или красным цветом, подчеркни оттенок кожи. Особое внимание надо уделить векам, в частности нижнему, и области под бровью. Такие манипуляции возымеют больший эффект, чем ты думаешь – теперь цвет кожи разительно отличается от того, который мы выбрали в начале.
Этот же приём можно – и нужно – использовать для детализации всех участков кожи: кончика и крыльев носа, уголков глаз и рта, подбородка.
На этом же этапе работы я прошлась по бровям инструментом “smudge” той же кистью, что я показала раньше.
Типичные ошибки
Забыть о прорисовке варьирующихся оттенков и деталей на поверхности лица. Без них кожа будет выглядеть неестественной, утратит фактуру.



Инструкции
Продолжим работать над нюансами оттенков кожи вокруг глаз, создав ещё один слой над предыдущим и добавив текстуру. Сделайте пару мазков маленькой кистью *поэкспериментируйте с настройками кисти в меню Window/Brushes, изменив параметры в диалоговых окнах Brush tip shape/spacing, Scattering, Texture и Dual brush – прим. переводчика*. В данном случае на моей картинке эти штрихи несколько утрированы, но в целом и на практике должно получиться что-то в этом роде. Кожа совершенно не похожа на идеально гладкий глазурованный фарфор. По крайней мере намекни на наличие в ней пор различными оттенками цвета.
Сама я всему этому научилась на форумах, посвящённых 3D графике. Просмотрев кучу великолепных портретов с безупречно прорисованной текстурой кожи, я задалась вопросом – а что мне мешает сделать то же самое и в своих картинах?
Преимущество хранения текстуры кожи на отдельном слое состоит в том, что ты в любой момент можешь подправить её ластиком, делая отдельные участки более бледными, а другие – наоборот, более насыщенными, а это придаёт текстуре большую естественность. Можно даже добавить пару родинок и веснушек :)
Типичные ошибки
Не прорисовать текстуру. Огромный минус к работе.



Инструкции
А теперь нарисуй ресницы маленькой круглой кистью (hard edged brush) *для данной цели очень удобно использовать настройку Other dynamics/Flow jitter 0%, установив в меню Control: параметр fade примерно на 20-25. И, конечно же, рисуй на отдельном слое! – прим. переводчика*. Пусть они будут слегка загнутыми – но не переусердствуй. И не рисуй их слишком длинными. Неплохо бы помнить, что ресницы редко ложатся в направлении внешнего уголка глаза, как это часто рисуют. Большая их часть загнута вниз.
После того, как чёрные штрихи, которые в будущем станут ресницами, нарисованы, подправь их при помощи ластика и инструмента ‘smudge’ *если ты используешь настройку Fade, ластик тебе вряд ли потребуется. А вместо ‘smudge’ я чаще всего использую ‘blur’ – прим. переводчика*. Всё то же самое повтори теперь для верхнего века, с одной лишь разницей, что здесь ресницы не должны торчать ровно вверх. Так на самом деле не бывает.
Типичные ошибки
Изобразить ресницы слишком длинными и забыть их в конце сгладить smudge’м *или blur’ом – прим. переводчика*. Или ещё хуже – вообще забыть о ресницах… брр, кошмар какой!



Инструкции
Итак, мы на подходе!
Нам предстоит справиться с очень и очень трудной задачей и дорисовать радужку со зрачком.
В радужке сочетается великое множество текстур. Возьми зеркало и внимательно изучи свой глаз. Если ты приглядишься, то увидишь, что радужка даже не просто испещрена бороздками, расходящимися от зрачка, но что они ещё и состоят из слоёв, маленьких цветных фигурок. Всё это очень трудно изобразить. Но мы всё ж таки попытаемся, нанося маленькие мазки один за другим, не стирая, если что-то не получилось, а закрашивая неудачные штрихи до тех пор, пока не добьёмся идеального результата – глубокого реалистичного взгляда *здесь следует выбрать себе небольшую палитру. К примеру, если глаз карий, то на отдельном слое оставь три мазка кистью – тёмно-коричневый, темнее чем основной цвет радужки; светло-коричневый, можно даже с желтизной; зеленовато-коричневый. В дальнейшем их можно будет использовать для быстрого выбора цвета. Затем установи яркость кисти opacity~20%, создай несколько новых слоёв – для каждого цвета отдельный – и приступай к работе. Не забудь рядом с тёмными мазками наносить светлые – прим. переводчика*.
Ну и в конце я решила размыть границы блика, чтобы он выглядел более естественно. Хорошо было бы подумать над освещением, которое будет присутствовать в картине, заранее и в соответствии с этим выбрать, где поместить блик, какой он должен быть формы и т.д. Но в данном случае я просто «стянула» края к центру инструментом ‘smudge’ и чуть-чуть, самую малость - ты, наверное, и не заметишь – добавила голубизны *если блик хранился на отдельном слое, проще всего воспользоваться настройкой Image/ Adjustments/ Hue/Saturation, если же нет – то воспользуйся кистью с яркостью opacity~10 – прим. переводчика*.
Типичные ошибки
Прорисовывать радужку только одним цветом с разной яркостью и только на одном слое – из-за этого она будет выглядеть плоской и ненатуральной.



Инструкции
Поздравляю, мы вышли на финишную прямую! Всё основное я тебе уже сказала, остались лишь последние штрихи. Ещё раз внимательно глянь на плод своих трудов – может быть, есть что-то, что нужно переделать, исправить, доделать? В данном случае я чуть сильнее затенила глазное яблоко и добавила немного блеска радужке.

Надеюсь, урок был полезен и помог тебе. Удачи!
***
Если вы заметили какие-либо неточности/у вас есть совет, не стесняйтесь, оставьте сообщение в гостевой книге либо свяжитесь с автором.

Урок был создан Линдой Бергквист (с) и переведён на русский язык БНВ (с). Все права защищены.
The tutorial was created by Linda Bergkvist (c) and translated into Russian by bnv (c). All rights reserved.




:: домой ::



:: на главную ::

Hosted by uCoz